Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений.
Главной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи.
Во время обучения чтению возникают определенные проблемы и затруднения у учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую.
В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с недостаточно развитой функциональной грамотностью учащихся.
Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух; умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами:
Актуальность
В настоящее время идет становление новой системы образования, основным показателем успешности этого процесса является выполнение образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.
Теоретическое обоснование
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Сегодня обучение английскому языку в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.
Цель функциональной грамотности на уроках английского языка – это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться: говорить, читать и писать на иностранном языке.
Умение извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств и т.д. То есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Направления функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- финансовая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное и критическое мышление
Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается на начальном этапе во третьем классе со знакомства с цифрами, дети называют номера машин.
Задания на математическую грамотность:
Ученики производят простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
№1
Содержимое портфеля. Посчитай и назови.
Например: How many books have you got?
How many pens have you got?
How many pencils have you got?
№2
№3 Реши примеры
1) В 4 классе реши примеры и найди сокровища.
Задания на формирование финансовой грамотности:
При знакомстве с денежной системой Великобритании и США предлагаю учащимся выполнить следующие упражнения.
№1
На память о поездке мы приобретём сувениры. Чтобы их купить, надо знать денежные единицы.
Пользуясь таблицей денежных единиц, переведите стоимость сувенира « Байтерек» из тенге в фунты. Сувенир стоит 1893 тенге. 631теньге=1 фунт. Ответ: 3 фунта
А теперь, наоборот. Открытка с Гарри Поттером стоит 1 фунт. Сколько это будет в тенге? Ответ: 631 тенге
№2
Ролевая игра «В магазине»
Shop assistant: Hello. Can I help you?
Customer: Yes, please. How much is this pen?
Shop assistant: It’s 50 cents.
Customer: And how much is this book?
Shop assistant: It’s 1 dollar.
Customer: Here’s 2 dollars.
Shop assistant: Thank you. And here’s your change.
Customer: Thank you. Bye.
Задания на формирование естественнонаучной грамотности:
№1
№1
Вставьте пропущенные слова
… .. can be the colour of danger. When traffic lights are ….., they warn drivers and pedestrians to stop. The ….. light is always at the top of the lights where everyone can see it.
.... Is also the colour for kings and queens. When royalty visit places, people roll out a ….. carpet for them to walk on. This is a sign of respect.
The ….. cross is a symbol of protection. It is the symbol of an organisation which gives help to those who need it. During a war, soldiers don't fire those who carry the ….. cross symbol.
A ….. rose is a sign of romantic love. On Valentine's Day people give each other ….. roses or chocolates in ….. boxes that look like hearts.
__________________________________________________________________
Red can be the colour of danger. When traffic lights are red , they warn drivers and pedestrians to stop. The red light is always at the top of the lights where everyone can see it.
Red is also the colour for kings and queens. When royalty visit places, people roll out a red carpet for them to walk on. This is a sign of respect.
The red cross is a symbol of protection. It is the symbol of an organisation which gives help to those who need it. During a war, soldiers don't fire those who carry the red cross symbol.
A red rose is a sign of romantic love. On Valentine's Day people give each other red roses or chocolates in red boxes that look like hearts.
№2
Найдите в тексте следующие слова
1. Цвет опасности
2. Предупреждать
3. Знак уважения
4. Крест
5. В течение войны
6. Похожи на сердца
№3
Напишите слова, которые ассоциируются у вас с красным цветом и начинаются на буквы r, e, d
R –
E –
D -
Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.