Предшкольная подготовка - важный этап в преодолении
трудностей адаптации учащихся в первом классе
Поступление в
школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения
кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам
беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и
ограничений: теперь ребенок должен
каждый день ходить в школу,
систематически и напряженно
трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам
школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься, на уроке тем,
что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания,
добиваться хороших результатов в учебной работе, и т.д. В этот же период жизни,
в 6—7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные
возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок
не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует
и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое
положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с
появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович). Наличие «внутренней
позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать
превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. В формировании у первоклассника «внутренней
позиции школьника» неоценимая роль принадлежит предшкольной подготовке.
Посещение этих занятий помогают будущему первокласснику почувствовать
значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его
уверенности в себе.
Включение
в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от
ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических
процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности
к управлению своим поведением.
Однако возможности будущих
первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом
связано с особенностями психофизиологического развития детей этого возраста.
Дошкольники легко отвлекаются, неспособны к
длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро
утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения
рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении
письмом, работе с бумагой и ножницами. Их внимание еще слабоорганизованно, имеет небольшой
объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
У дошкольников хорошо развита непроизвольная
память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и
события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных
приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой
обработки материала, для будущих первоклассников пока еще не характерна в
силу слабости развития самих мыслительных операций.
Преодоление этих
проблем будет возможным, если исходить из гуманистического убеждения,
опирающегося на данные педагогической психологии. Все дети способны учиться в
начальной школе, даже имея разные стартовые возможности, если создавать для них
необходимые условия. Одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к
ребенку с опорой на его жизненный опыт.
С
целью выравнивания стартовых возможностей
завтрашних первоклассников в нашей школе организована работа групп по
предшкольной подготовке.
Организация работы таких групп на базе нашей начальной
школы имеет свою особенность. Режим работы группы включает не только время на
проведение учебных занятий, но и время для развития способностей.
Работа в этих группах построена в соответствии
с программой «Предшкольная подготовка», разработанной специалистами Ленинградского
педагогического колледжа.
Задачи
программы:
1) подготовка
детей к школе;
2) охрана и укрепление физического
и психического здоровья детей;
3) обеспечение
интеллектуального и личностного развития детей,
4) коррекция
нарушений развития детей, нуждающихся в этом;
5) взаимодействие
с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программа предшкольной подготовки
предполагает реализацию приоритетных
направлений в развитии детей:
·
интеллектуально-творческого;
·
сенсорного;
·
развития речи и
ознакомления с окружающим миром;
·
социального;
·
подготовки руки к
письму;
·
физкультурно-оздоровительного.
Особенности образовательного процесса в группе
предшкольной подготовки
Исследования психологов, многолетний опыт
педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые
обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой
социальной роли
ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать,
работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление
узнавать что-то новое.
Каждый педагог нашей
школы старается строить и проводить свои занятия с учетом индивидуальных
особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая
ситуацию успеха для каждого из них. Каждый
ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом! Поэтому
в занятия включены материалы разной степени сложности — от необходимого
минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания, которые
требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные,
когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду
с заданиями, выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые
даются в схематизированной и знаковой форме.
Необходимым условием
организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их
эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не
только для познавательного развития детей, но и для их нормального
психофизиологического состояния.
Работа в классе предшкольной
подготовки строится на основе следующих дидактических принципов:
— создается образовательная среда, обеспечивающая
снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологиче
ской комфортности);
— новое знание вводится не в готовом
виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип
деятельности);
— обеспечивается
возможность разноуровневого обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип
минимакса);
—при введении нового знания раскрывается его
взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
—у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор на основании некоторого критерия (принцип
вариативности);
—процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
—обеспечиваются преемственные связи между всеми
ступенями обучения (принцип
непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные
взгляды на способы организации развивающего обучения. Они не только
обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей,
формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и
способствуют сохранению и поддержке их здоровья.