«Ақмола облысы білім басқармасының Есіл ауданы бойынша білім бөлімі Ковыльный ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
 Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Ковыльное отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

    

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Особенности проектной деятельности в малокомплектной школе

12.11.2018

Ребик Татьяна Юрьевна

Ковыльненская средняя школа

ГУ «Отдел образования Есилького района Акмолинской

области»

 

Особенности проектной деятельности в малокомплектной

школе.

Развитие – вот та основная цель,

которую ставили и ставят во главу угла передовые педагоги разных времён.

Мы живём в сельской местности,

где нет театров и музеев, музыкальных школ и школ искусств.  Это накладывает свой отпечаток на работу.

И хотя в последние годы,

благодаря компьютеризации, возможности сельских школ расширены, различия между

уровнем развития сельских и городских школьников остаются. Однако опытные,

творчески работающие учителя сельских школ находят возможности стереть эти

грани и в этом им помогает использование дополнительного образования, которое

является одним из механизмов развития функциональной грамотности

детей.

КГУ

«Ковыльненская средняя школа отдела образования Есильского района функционирует

с 1967 года/

Учебно – воспитательный процесс осуществляет 18

педагогов, из них:

с высшим образованием 15

учителей,

высшую категорию имеют 3

первую  - 8

и со второй категорией 4

педагога.

При школе функционирует мини –центр

«Арман»  и класс предшкольной подготовки.

Педагоги нашей школы неоднократно отмечены

грамотами ГУ «Отдела образования Есильского района», грамотами акима Есильского

района., почетными грамотами Управления образования.

Учителя и

учащиеся   принимают участие в

мероприятиях, организованных РМК, а также в дистанционных конкурсах.

   После посещения открытого методического

совета, организованного ГУ «Отдел образования Есильского района» на базе СШ

имени С. Серикова, в рамках которого был изучен опыт работы педагогов

Есильского района Сопрович Евгении Васильевны, Алибековой Меркен Турегалиевны,

Ловской Натальи Константиновны, Журавец Елены Алексеевны, чьи учащиеся стали

победителями районных, областных , Республиканских и международных конкурсов

научных проектов, наша школа задалась вопросом внедрения данного опыта в свою

практику.

Под исследовательской деятельностью учащихся

сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы,

которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с

неизвестным заранее результатом в различных областях науки, техники, искусства

и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике,

овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и

обобщение, выводы.

Исследовательская деятельность всегда связана с

открытием нового знания — в этом ее принципиальное отличие от деятельности

учебной, просветительско-познавательной, информативно осведомительной:

исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия,

белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении.

Как показывает опыт организации

учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях

различного типа учебно-исследовательская деятельность способствует:

- развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам

школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;

- развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения

основных и дополнительных образовательных программ;

- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

- освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

- формированию установки на престижность занятий научной деятельностью,

фундаментальными науками;

- становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского

коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;

- обучению информационным технологиям и работе со средствами

коммуникации;

- формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

- профессиональному самоопределению детей;

- получению предпрофессиональной подготовки;

- содержательной организации свободного времени детей;

- формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых

и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской

деятельности.

            Для реализации данных

задач в школе было создано научное

общество «Эврика». Для его успешного функционирования был создан информационный

банк, разработано Положение о научных обществах, структура НОУ. Руководителем

секции Сабуровой Г.К. была собрана рабочая группа из 3 учащихся. Первыми проектами,

выбранным учащимися совместно с педагогом стали проекты «Малоизвестные страницы

истории нашей Родины», «Ученые во время эвакуации в Казахстане». Работа над

этими проектами продолжалась два года и по итогам работы Сабурова Анастасия

была награждена дипломом и заняла 3 место в третьем Республиканском конкурсе

научных работ в номинации «Самый лучший научный проект».  Ученица 11 класса Эйгерд Мария была награждена

дипломом 3 степени в детском областном конкурсе научных проектов по общим

образовательным дисциплинам в номинации «Исторические памятника Казахстана и

маршрутные путешествия». Сабурова Галина

Кязымовна также была награждена дипломом за подготовку победителя.

С сентября 2017 года в

нашей школе от КГУ «Есильский Дом творчества юных» г.Есиля начал свою работу краеведческий

кружок «Атамекен», который посещают уже 20 учащихся.

Приоритетными направлениями

работы кружка являются экологическое краеведение - это работа по созданию

экологических видеосказок, например, «Экоколобок», «Берегите цветы», пропаганда

экологических знаний среди населения. Также ребята работают над медиапроектами

по созданию электронных каталогов и социальными проектами (руководитель

Сабурова Г.К.).

        

6 апреля 2018 года девять воспитанников кружка «Атамекен» приняли

участие в областном конкурсе творческих проектов «Моя инициатива – моей

Родине».  Все работы были отмечены

грамотами и дипломами областного уровня.

            Также

весной этого года трое учащихся школы в рамках работы данного кружка приняли

участие в разных направлениях районной научно-практической конференции. Степаненко

Кирилл, учащийся 5 класса занял 3 место. Двое учащихся получили грамоты в

номинациях.

Кроме исследовательской деятельности, в школе

разработаны и функционируют и следующие проекты:

Программа

«Здоровье», которая реализуется через:

1.       

Фестивали здоровья

2.       

Участие в спортивных

соревнованиях внутри школы, между школами, районного уровня

3.       

Реализация здоровье

сберегающей технологии через организацию физминуток на уроках

4.       

Ежедневная утренняя

зарядка

5.       

Ежегодный

профилактический медицинский осмотр

6.       

Организация

бесплатного горячего питания для всех участников образовательного процесса

Программа «Одаренные дети»

включает в себя:

1.      Участие в

научно-практической конференции (районный, областной уровень)

2.       

Участие в

интеллектуальных конкурсах, олимпиадах (районный, республиканский,

международный уровни)

3.       

Участие в районных

творческих конкурсах (Мельпомена, кукольный театр)

4.       

Организация кружковой

и факультативной работы

5.       

Работа секции по

военно-патриотической работе

6.       

Работа спортивных

секций

Работают предметные секции по физической

культуре: «Теннис», «Мини-футбол», «Казакша-курес», которые активно посещаются

учащимися; секция по НВП «Жас Улан».

Элективные и прикладные курсы:

1)           

«Мое здоровье в моих

руках»

2)           

«Химия вокруг нас»

3)           

«Решение задач по

математике повышенной сложности»

Внеурочная

деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему

образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или

одарёнными детьми. Главное во внеурочной работе — осуществить взаимосвязь и

преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения

полноты и цельности образования.  

            Так,

только за последнее время, 11 учащихся награждены дипломами I и  II степени 

за высокие показатели в республиканской олимпиаде по предметам

«Биология» и  «Начальные классы».

В рамках этой олимпиады Зеленко

Н.С. – учитель биологии, Сабурова Г.К.- учитель биологии, Волковая Т.Р. –

учитель начальных классов, Цальцалко Т.Р. - 

учитель начальных классов награждены благодарственными письмами за

подготовку победителей в республиканской олимпиаде.

Только в прошлом учебном году 48

учащихся приняли участие в международных интеллектуальных конкурсах «Кенгуру –

лингвист», «BritishBulldog», «ЧИП», «ПОНИ»,

«Русский медвежонок», «Кенгуру – математика для всех», где также были

награждены дипломами победителей и сертификатами участников.

Ведется работа по таким

направлениям, как

антикоррупционная деятельность, работа отрядов ЮПП, ЮИД и юный спасатель, Малая

Асамблея народов Казахстана «Достык».

В школе организован

антикоррупционный клуб «Адал Ұрпақ» в рамках работы которого проводились мероприятия: лекции, беседы,

информационные видеоролики, стенды, флешмобы и т.д.

Задача

педагогов нашей школы в ходе применения обновленной программы, привить учащимся

основные человеческие нормы и морали, сформировать толерантность и уважение к

другим культурам и точкам зрения, воспитать ответственного, здорового ребенка, создать некое

дополнительное образовательное пространство, где школьник может реализовать

свои творческие способности, при этом испытывать ситуацию успеха.

            И в заключение,

некоторые

рекомендации по организации исследовательской деятельности в школе.

1. Выбор

темы лучше осуществлять в рамках наибольшего приближения к школьному курсу

соответствующей учебной дисциплины. При этом учитывается, в каком классе учится

данный школьник и сфера его интересов. Хорошими могут получиться работы,

включающие межпредметные связи. Например: физика и биология (медицина), история

и астрономия и т.п. В этих случаях легче найти так называемую новизну -

обязательное требование к работам научно-исследовательского характера.

Иногда

тему работы может предложить сам ученик. Тогда педагогу остаётся только решить

для себя - согласен ли он стать научным руководи­телем данного исследования.

Ведь, очень важная особенность выполнения любых высококачественных работ - это

необходимость доучиваться вмес­те с учеником: обязательно зайти в область,

ранее неизвестную, разобрать­ся, провести эксперимент, прочитать дополнительную

литературу и, нако­нец, высказать новые идеи.

Требование

по приобретению новых знаний и самим педагогом, и его учениками является

обязательным условием. Иначе откуда возьмётся новизна работы, если всё

давным-давно из­вестно и сотни раз проверено? Даже если у педагога уже намного

раньше были какие-то задумки, всё равно теперь необходимо будет обновить

сведения по избранной теме.

2. В

случае выполнения работ по физике, химии, биологии и технике обязательным

условием успешного достижения результатов является наличие постоянного рабочего

места, изолированного от посторонних. Тогда установки и приборы, используемые в

эксперименте можно расположить стационарно, иначе постоянная необходимость

разбирать и собирать электрические цепи, различные установки и т. п., в

конечном счёте, приводит к утрате интереса к проведению исследований в таких

условиях. Точнее, здесь, наоборот, надо говорить об отсутствии условий для

выполнения исследований.

3.

Работать учащимся лучше парами, так как в этом случае у них всегда есть

возможность обсудить воз­никающие проблемы, принять те или иные решения, а

также проконтролировать степень готовности товарища в процессе подготовки к

выступлению на конкурсе. Кстати, бывают случаи, когда ребята поддерживают

разволновавшегося товарища, перехватывают инициативу, и для жюри внешне

незаметен никакой сбой в выступлении участников.

Здесь же

ещё можно порекомендовать отбор учащихся, удачно дополняющих друг друга,

например: теоретик и практик, физик и химик, флегматик и сангвиник и т.п.

4. В

рабочей группе «учащиеся – педагог» обязательно должен присутствовать «генератор

идей». Остальные ученики могут быть исполнителями, но, естественно не лишёнными

самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. То есть, в творческую

группу можно привлекать не только каких-то особенных (одарённых) детей, но и

обычных учеников, проявляющих повышенный интерес и уже обладающих определённой

суммой знаний и навыков, соответственно рассматриваемой теме. Такие ребята

увлечены своим выбором и готовы значительную часть свободного времени посвятить

любимому занятию. Для ребят, ещё чётко не выявивших своих приоритетов,

профориентация может произойти в процессе знакомства с выбранной темой.

Следует

отметить, что в данном виде деятельности в полной мере проявляется педагогика

сотрудничества, так как руководитель здесь не довлеет над учеником, как некий

непререкаемый авторитет, что обычно имеет место на уроке, а является таким же

участником процесса познания. На примере педагога учащиеся видят, что человек

должен всю жизнь пополнять багаж своих знаний и находиться в творческом поиске.

А приобретение учениками умения вести творческий поиск - залог успеха в любых

начинаниях и решениях всевозможных проблем, которые ещё встретятся ребятам в

жизни.

 

 

Просмотров: 602

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст